+7(965)1555567    +7(495)7785742
c 10:00 до 21:00
Тест-драйв проекта бесплатно

Расслабьтесь и получите удовольствие

Помимо непосредственно рабочих зон в любом офисе сегодня существуют вспомогательные помещения – кухни, санузлы, коридоры, зоны отдыха, которые, с одной стороны, не имеют непосредственного отношения к рабочему процессу, а с другой– сильно на него влияют. Так, доказано, что человек работает гораздо продуктивнее, если в течение рабочего дня он делает небольшие перерывы – на обед, чашку кофе, неформальное общение с коллегами, телефонные звонки близким. Для этих потребностей, собственно, и существуют вспомогательные офисные пространства. О них и пойдет речь.

Известно, что у любой компании есть два способа увеличения дохода – рост прибыли за счет реализации новых проектов, появления новых продуктов, и сокращение расходной части. Чаще всего компании стремятся применять оба правила, что, если не впадать в крайности, разумно. Но некоторые руководители делают ставку исключительно на аскетический образ жизни и отказывают себе, а чаще всего персоналу, во всем. Сотрудники такой компании ютятся на неадекватно маленькой площади, в обед – из-за отсутствия в офисе кафетерия – разбредаются на поиски съестного, а к вечеру офис охватывает депрессия. Мало того что на таком метраже сотрудники способны думать лишь о несовершенстве мира, так еще и перевести дух негде – на рабочем месте пить кофе не разрешается, а слоняться по коридорам, попадаясь на глаза клиентам компании – означает еще более усугублять дурное расположение духа. Неудивительно, что здесь производительность персонала стремится к нулю, в компании текучка, и бизнес катится по наклонной.

Известно, что самый ценный ресурс любой компании – это люди. Они любят заботу и готовы платить за нее своим временем. Создав комфортные условия труда, предоставив персоналу возможность отдыхать от напряженной работы, руководитель страхует свой бизнес от увядания – ведь забота воодушевляет ничуть не меньше, чем профессиональное признание. Приятного аппетита! В современных бизнес-центрах классов А и В, как правило, существуют централизованные кафетерии, рассчитанные на всех арендаторов бизнес-центра и обслуживаемые профессиональной кейтеринговой компанией. Питаться здесь удобно, быстро, но… недешево.
Учитывая, что руководство не всегда идет на компенсацию стоимости обедов своим подчиненным, линейный персонал вряд ли может позволить себе питаться в таком кафетерии на ежедневной основе. Выходов из этой ситуации может быть два. Сотрудник выходит за пределы бизнес-центра и ищет менее дорогой общепит – в этом случае время его обеда может составить 2–2,5 часа вместо положенных 60 минут: кто знает, как быстро он сможет найти подходящее кафе.
Второй вариант – принести что-то с собой в офис и в обеденное время разогреть еду в микроволновке. Если организовать на офисной площади локальную столовую, обед линейного персонала будет более прогнозируемым по времени и комфортным. Важность подобной зоны в каждом офисе сложно переоценить – она нужна и женской части коллектива, которая периодически игнорирует калорийный общепит и садится на диету, и сотрудникам, имеющим определенные проблемы со здоровьем, потребляющим строго определенные продукты. Нужна эта зона и для всех тех сотрудников, которые общаются с клиентами – известно, что любые переговоры лучше начинать с неформальной чашки кофе. Хорошо организованная кофе-зона для живого общения подойдет больше, чем официозная переговорная.

«Чаще всего офисная кухня рассчитана на процесс так называемой «доготовки», когда сотрудники самостоятельно разогревают принесенное с собой или доставленное фирмой-поставщиком питание-полуфабрикат», – комментируют ситуацию арт-директор ассоциации «Бергс» Алекс Берг. Вариант, когда в офисе имеется полноценная кухня со штатом обслуживающего персонала встречается, когда, к примеру, большая компания арендует здание целиком и персоналу требуется централизованная точка общепита. В бизнес-центрах с несколькими арендаторами, если на объекте работает кейтеринговая служба, оснащение отдельных офисов полноценными кухнями не представляется рациональным в силу слишком больших затрат и необходимости получать множество разрешений и согласовательной документации.

Как проектируется и оснащается локальная офисная столовая? В разных офисах этот вопрос решается по-разному. Все зависит от размера компании, арендованного метража, корпоративной политики. «В некоторых компаниях офисная «столовая» включает несколько тематических зон: кухню с необходимым оборудованием (холодильник, посудомоечная машина, микроволновка, кофе-машина), место для приема пищи или кофе-пойнты, зону рекреации – с мягкими группами и невысокими столиками, где сотрудники могут выпить по чашке кофе, провести неформальные переговоры с клиентами. Иногда в зоне рекреации организуют доступ в Интернет и создают hot-desk», – говорит Денис Черничкин, коммерческий директор Business Interiors, Haworth Authorized Dealer.

Архитекторы и дизайнеры при разработке планировочных решений столовой привязывают их к системам водоснабжения и канализации. Сложность состоит в том, что к этим системам подключаются и другие зоны офиса – санузлы, хозяйственные помещения и т. д. Поэтому задача проектировщиков – грамотное размещение и разделение между собой всех этих объектов, отличающихся в своем функциональном назначении.

Какое количество квадратных метров отвести под офисную столовую, каждая компания решает по-своему, но есть способ просчитать необходимый метраж. «В среднем на процесс приема пищи уходит полчаса. Предположим, что обеденные часы пик приходятся на временной диапазон с 12 до 15 часов. Учитывая, что часть людей уходит обедать в централизованный кафетерий бизнес-центра, часть – за пределы офиса, кто-то сидит на диете, кто-то отъехал на встречу, офисной столовой в это время пользуется около 60% персонала. Получается, что каждые полчаса столовая должна быть готовой единовременно разместить 10% -15% сотрудников компании, – утверждают дизайнеры Haworth. – Таким образом, можно прикинуть необходимое количество площадей в столовой зоне. Конечно, подобный расчет дает минимально необходимый метраж, но это не означает, что площади будет более чем достаточно, но она будет более или менее удовлетворять потребности компании».

Столовая для сотрудников и кофе-зоны, рассчитанные на персонал и клиентов, могут быть разведены в офисном пространстве. Последние не привязываются к коммуникациям водоснабжения, а потому их можно более гибко размещать в помещении – рядом с переговорной зоной, недалеко от зоны неформальных переговоров и т. д.

В столовых и кофе-зонах обычно предусматривается минимальный набор кухонной мебели. Кроме того, на кухне должен быть решен вопрос кондиционирования. «Проблему устранения неприятных запахов в зоне столовой решают системы приточно-вытяжной вентиляции и центрального кондиционирования воздуха. Наличие таких систем в зонах работы или отдыха человека – обязательное условие соблюдение санитарного режима», – говорит Юлия Макеева, специалист по связям с общественностью группы компаний «Русклимат».

Что касается отделки этого помещения, то наиболее рационально выполнить отделку стен и пола из керамической плитки или керамического гранита – это очень долговечно, рационально и пожаробезопасно. Потолочные конструкции чаще всего выполняют из гипсокартона, покрытого моющейся водоэмульсионной краской.

На общественных началах

Коридоры – далеко не самая любимая арендаторами офисная зона. «В коридорах нельзя разместить служащих, а аренда квадратного метра обходится в те же деньги, что и квадратный метр кабинета самого трудолюбивого сотрудника. Коридор – это скорее необходимость, возникающая в результате планирования пространства офиса, его площадь стараются минимизировать, – говорит руководитель проектов отдела управления строительством CB Richard Ellis Noble Gibbons Павел Якимчук. – Универсальных способов планирования коридоров не существует, все в первую очередь зависит от типа офиса, а также от структуры компании, количества отделов и департаментов».

Если речь идет о «коридорной системе» организации пространства, то обычно площадь коридоров рассчитывается исходя из минимально возможных норм, предусмотренных СНиПами в части строительства общественных зданий, учитываются также обязательные противопожарные требования. «Форма коридоров диктуется соображениями безопасности при пожаре и требованиями служб безопасности компании для обеспечения наиболее рационального слежения за общей территорией. Соответственно, традиционно коридоры делаются прямыми, с минимальным количеством поворотов и всякого рода сложных геометрических решений», – говорит Алекс Берг. Из всего этого становится понятно, что коридорная система – крайне негибкий способ планирования пространства. «Наиболее радикальный способ борьбы с коридорами – планирование офиса в стиле open space, за счет этого повышается объем полезной площади, где можно рассадить сотрудников», – констатирует Павел Якимчук.

В зонах open space коридор – понятие весьма условное. «Точнее, речь идет о проходах между рабочими станциями, иногда отделенных перегородками, иногда специальными стеллажами, которые не только являются системами хранения, но и выступают в качестве перегородок, отгораживая зоны прохода от работающего офиса», – говорит Елена Ткач, директор по маркетингу компании Sawatzky Property Management.

Рассчитать некий усредненный метраж таких проходов, а также их конфигурацию не представляется возможным – каждая компания по-своему организует офисное пространство в зависимости от взаимодействия департаментов друг с другом, схемы движения специалистов по офису и т. д. Можно лишь говорить о каком-то разумном минимуме. «Количество квадратных метров и конфигурация проходов просчитываются таким образом, чтобы людям было удобно перемещаться по офису, не сталкиваясь в проходах. Считается, что ширина прохода между рабочими станциями должна составлять не менее 80 см. Если речь идет о проходе, ведущем от входа вглубь офиса, речь идет уже не менее чем о 120 см», – говорит Денис Черничкин.
Сегодня в «коридорах» – проходах open space чаще всего размещают разнообразные системы хранения. Причем чтобы площадь офиса использовалась максимально функционально, как уже было отмечено, системы хранения выступают одновременно и перегородками, отделяя друг от друга рабочие станции. Открытые стеллажи, неглубокие шкафы со слайдер- или жалюзи-дверцами, высокие мобильные тумбы на колесиках – эти предметы интерьера, по сути, и определяют геометрию проходов.

Для пола коридоров и общих проходов некоторые компании в последнее время используют высококачественный керамогранит. Связано это с надежностью, технологичностью уборки и долгим сроком службы. Впрочем, если речь идет о проходах между рабочими станциями, покрытие пола соответствует покрытию в рабочих зонах. Если проходы фиксируют стационарными перегородками, то в основном речь идет о стеклянных моделях – стекло визуально расширяет пространство. Как правило, перегородки выбирают с высоким уровнем противопожарной защиты. Если проходы примыкают к стенам, последние рационально покрыть моющейся водоэмульсионной краской. Оправдывает себя применение такого декораторского приема, как устройство «пояса» из керамогранита: часть стены от уровня пола на высоту 50–90 см облицовывается керамической плиткой или настенным керамогранитом.

Потолки в коридорах несут в себе большую функциональную нагрузку: в них прокладывают трассы для основной разводки систем вентиляции и кондиционирования, кабели компьютерных сетей, базовые трубы систем пожаротушения и т. д. Так как все это оборудование требует регулярного обслуживания и постоянного доступа, то потолочные конструкции – это каркасные системы подвесных потолков, самые распространенные из которых «Армстронг» и «Экофон», обеспечивающие легкий беспрепятственный доступ к техническим устройствам», – говорит Алекс Берг.

Отдых работе не помеха

В офисах отечественных компаний зоны отдыха предпочитают не устраивать, экономя тем самым драгоценные метры общей площади. Между тем западные компании уже давно вывели аксиому: отдых работе не помеха, точнее, необходимое для нее условие.

Как правило, зоны релаксации располагаются в наиболее тихой, непроходной части офисного пространства: таким образом, задействуется площадь, не подходящая для организации рабочих помещений, при этом зона отдыха от этого только выигрывает – здесь нет тех суеты и шума, которые характерны для рабочего open space.

Иногда зона отдыха примыкает к кофе-зоне. Здесь же предусмотрены коммуникации для подключения лэптопа – если сотрудник ни на минуту не может отойти от рабочего места, он может переместиться в эту зону, налить чашку кофе и «в тишине и спокойствии» доделать начатую работу.
Какой объем площадей следует выделять под эту зону? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если руководитель стремится на всем экономить, зоны отдыха не будет вовсе, если же у него существует ясное представление о том, кому и зачем она нужна, метраж – уже вопрос второстепенный. Одни руководители дают добро на небольшую комнату отдыха, рассчитанную на одновременное пребывание максимум 3 человек, другие организуют помещение для релаксации только для себя, любимых, располагая ее в непосредственной близости от своего кабинета или вовсе объединив ее со своим личным пространством. Такая зона может использоваться и как место для неформальных переговоров с особенно важными клиентами. Третьи отводят под зону отдыха до 10% от арендованного метража.

Традиционно в зонах отдыха устанавливаются музыкальный центр, плазменная панель, кофе-машина. Естественно, зона релаксации предполагает наличие здесь мягкой мебели, которая создает уют и позволяет расслабиться. В офисной мягкой мебели в основном используются более прочные, износостойкие, грязеотталкивающие материалы, чуть более строгие, чем у домашних диванов и кресел цвета, классические модели без излишеств. Хотя в некоторых зонах отдыха используются достаточно смелые цветовые решения и цифровые фотографии в обивках, что подчеркивает индивидуальность интерьера. Помимо стандартного набора мебели и оборудования в зонах отдыха иногда предусматриваются аквариумы, альпийские горки, горшечные растения, мини-фонтаны.

Вспомогательные офисные зоны более важны, чем принято считать. Они обслуживают рабочий процесс, помогают в ежедневной офисной круговерти, а потому вдохновляют сотрудников на новые производственные высоты. Поэтому к оснащению этих зон стоит подходить так же серьезно, как к созданию фирменного логотипа или оснащению имиджевой переговорной.

источник: журнал «Офисный интерьер» 2007г.


© ErgoProject
Разработка адаптивных сайтов - Webstudia.org